Текст данной песни:
Глупая лошадь (quasi sinfonia)
15 историй для певицы и пианиста, 1981 г.
на стихи Вадима Левина
посвящается дочери Анне
Татьяна Милентьевна (сопрано)
Олег Малов (фортепиано)
Ленинград, октябрь 1987 г.
1. Обыкновенная история
2. Сундук
3. Мистер Квакли (история загадочная и не очень длинная)
4. Уики-Вэки-Воки
5. Зелёная история
6. Глупая лошадь
7. Несостоявшееся знакомство
8. Зимняя колыбельная история о Дэнни, папе и кошке Кэтти
9. Мистер Сноу
10. Бычок
11. Джо Билл
12. Как профессор Джон Дул беседовал с профессором Клодом Булем (когда тот время от времени показывался на поверхности речки Уз)
13. Ночная история
14. Маленькая песенка о большом дожде
15. Грустная песенка о слонёнке
***
1
Гулял по улице щенок
Не то Пушок, не то Дружок,
Гулял в метель и солнцепёк,
И под дождём гулял и мок,
И если даже шёл снежок,
Гулял по улице щенок.
Гулял в жару, в мороз и в сырость,
Гулял,
Гулял,
ГУЛЯЛ
и вырос.
2
Идёт по дорожке
Серьёзный индюк,
Везёт на тележке
Железный сундук.
Навстречу
Корова бежит
Налегке.
Скажите,
Кричит,
Что лежит в сундуке?
Простите,
Я с вами
Почти не знаком,
Пустите,
Не то зацеплю
Сундуком
Но грозно корова
Идёт к сундуку
И очень сурово
Ревёт индюку
Ну, нет
Не уйду я отсюда, пока
Не скажете, что там,
Внутри сундука.
* * *
Стоит
До сих пор
На дорожке
Индюк.
Лежит
До сих пор
На тележке
Сундук.
И эта корова
Не сдвинулась с места.
И что в сундуке
До сих пор
Неизвестно.
3
Мистер Квакли, эсквайр,
Проживал за сараем,
Он в кадушке обедал и спал.
Мистер Крякли, эсквайр,
Погулял за сараем,
И с тех пор мистер Квакли пропал.
4
Уики-Вэки-Воки-Мышка
Построила себе домишко.
Без окон
Дом,
Без крыши
Дом,
Ни стен, ни пола в доме том,
Но так уютно жить в домишке
Уики-Вэки-Воки-Мышке.
Уики-Вэки-Воки-Кот
Негромко
Песенку
Поёт.
Она
Без нот,
Но знает кот, о чём поёт.
Поёт и гладит свой живот
Уики-Вэки-Воки-Кот.
5
Тётушка Кэти
(В зелёном жакете),
Дядюшка Солли
(В зелёном камзоле),
А также их дети
Одетта и Хэтти
(И та и другая в зелёном берете)
Вчера на рассвете
(В зелёной карете)
Отправились в гости к сестре Генриетте,
А маленький Джонни
И серенький пони
(Но пони был всё же в зелёной попоне)
За ними пустились в погоню.
Тётушка Кэти
(В зелёном жакете),
Дядюшка Соли
(В зелёном камзоле),
А также их дети
Одетта и Хэтти
(И та и другая в зелёном берете)
Домой возвратились в зелёной карете,
В той самой, в которой вчера на рассвете
Она уезжала к сестре Генриетте.
А маленький Джонни
И серенький пони
(Но пони был всё же
в зелёной попоне)
Вернулись в купейном вагоне.
6
Лошадь купила четыре галоши
Пару хороших и пару поплоше.
Если денёк выдаётся погожий,
Лошадь гуляет в галошах хороших.
Стоит просыпаться первой пороше
Лошадь выходит в галошах поплоше.
Если же лужи по улице сплошь,
Лошадь гуляет совсем без галош.
7
Билли и Долл
Полезли на стол
Знакомиться с новым котом.
Первым был Билл,
Он шишку набил,
А Долли свалилась потом.
8
Дэниел-Дэнни и папа и кошка
Катались на санках по снежным дорожкам.
Когда, накатавшись, вошли они в дом,
Их бабушка Мэгги узнала с трудом.
Дэниел-Дэнни и папа и Кэтти
Немедленно
Съели по тёплой котлете
И рядышком сели
Погреть у камина
Кто руки,
Кто лапы,
Кто щёки и спину.
Играют в камине бесшумные тени.
Уснул возле бабушки Дэниел-Дэнни.
У папы три капли упали со шляпы.
Кошка согрела озябшие лапы.
9
Мистер Сноу Мистер Сноу
Вы придёте в гости снова?
Через час. Даю вам слово.
Вот спасибо, мистер Сноу
А теперь предлагаю послушать, наверное, самое сильное произведение, созданное в жанре камерной вокальной лирики (да, гипербола, но стоящая того) - "Глупую лошадь" Александра Ароновича Кнайфеля, написанную в Ленинграде в начале 80х.
Исполняет жена Кнайфеля, замечательная певица Татьяна Мелентьева, и выдающийся пианист Олег Малов.
Нотки прилагаю.
Цикл написан на стихи поэта Левина, как бы детские стихи но соединение трогательной абсурдистской, постхармсовской лирики Левина с космической глубиной Кнайфеля, который пользуется то нарочитым флегматичным отстранением (словно бы нивелированием словесного, вербального содержания), то созданием с помощью простейших ритмических остинатных фигур эффекта жанрового присутствия (трение ладонями как остаток стука колёс поезда в "зелёной истории", скажем), то серьёзной драматизацией (гневная интонация певицы в "джо билле"), - это соединение даёт эффект магического пространства, где каждый следующий звук или слово (или даже слог) одновременно сладостны и неизбежны это и удовольствие, и ужас.
Эту музыку, безусловно, нужно слушать в наушниках (запись сделано с наивными, но очень сильно действующими reverb эффектами того времени), безусловно, полностью, и, безусловно, ни на что постороннее не отвлекаясь. С нотами - можно, но не советую за первым разом. Потому что ноты страшно интересно оформлены и на графические штуки вы будете сильно отвлекаться чисто визуально.